Лечение сахарного диабета в стационаре

Категория Инсулин

Роль обучения и самоконтроля в лечении сахарного диабета

Описание

Сахарный диабет относится к числу наиболее распространенных хронических заболеваний. Всего десять лет назад в мире насчитывалось около 150 миллиона людей с диабетом, а в настоящее время их уже 285 миллионов. По прогнозам экспертов к 2030 году общая распространенность диабета может достичь 438 миллионов человек, что составит 6,6% населения земного шара. В России в настоящее время насчитывается более 3,2 млн. людей с диабетом, но еще как минимум такое же количество не знает о том, что у них есть диабет.

Поиск оптимальных лечебных подходов, повышающих эффективность лечения диабета, является одной из основных задач современной медицины. Но поскольку лечение сахарного диабета является пожизненным, оно может быть результативным только в случае, если сами люди с диабетом соответствующим образом обучены постоянному контролю за своим заболеванием. Поэтому у медицинских работников появилась новая цель, заключающаяся в обучении лиц с диабетом. Хотя отдельные выдающиеся диабетологи применяли обучение уже в 20-30-х годах XX века, фактически сразу после открытия инсулина, потребовалось более 50 лет, чтобы практика обучения приняла характер интегрирующей части лечения сахарного диабета и получила повсеместное распространение.

В настоящее время Всемирная Организация Здравоохранения официально признала обучение полноправным методом лечения хронических заболеваний, по значимости равным медикаментозному и хирургическому. Был введен термин «терапевтическое обучение пациентов». Основные его положения формулируются следующим образом:

  • Должно предоставлять пациенту возможность овладеть умениями, позволяющими оптимально управлять своей жизнью с заболеванием.
  • Представляет собой непрерывный процесс, который должен быть интегрирован в систему медицинской помощи.
  • Центрировано на пациенте.
  • Включает информацию, обучение «самопомощи» и психологическую поддержку, относящиеся к заболеванию и предписанному лечению.
  • Его целями являются также помощь пациентам и их семьям в лучшей кооперации с медицинскими работниками и улучшение качества жизни.

Самые подробные рекомендации, полученные от врача, не могут охватить все разнообразие ситуаций, в которых может оказаться человек. Необходимость создания центров обучения, которые в нашей стране получили название «школ диабета», определяется прежде всего низким уровнем знаний людей о своем заболевании и стремлением расширить свои представления о нем. Свидетельством неправильных представлений о диабете могут служить такие примеры, как распространение мифических способов излечения от него или применение неапробированных методов лечения, которые могут нанести серьезный вред организму.

Роль самого человека в лечении хронического заболевания не может ограничиваться пассивным подчинением медицинским назначениям, как при острых ситуациях. К сожалению, до сих пор приходится сталкиваться в практике лечения диабета с такой позицией, когда врач считает: «Я знаю про заболевание больше, чем пациент, значит, я буду решать за него». Такой врач обычно отказывает человеку в активном участии в лечебном процессе, не одобряет поиска информации с его стороны и практически не принимает во внимание психологические особенности и обстоятельства жизни. Разумеется, экспертом в области диабета как болезни является врач. Однако принятие окончательных решений по проблемам жизни с диабетом, — безусловно, прерогатива самого человека. Руководствуется он при этом не только медицинскими, но также социальными соображениями, и принимает такие решения в силу своих психологических особенностей. Соответственно, врач не может не принимать во внимание перечисленные обстоятельства, таккак они непосредственно влияют на результаты лечения.

На самом деле успешное лечение всех хронических заболеваний невозможно без активного, грамотного и самостоятельного проведения лечения самими людьми в амбулаторных условиях. Например, практика лечения диабета требует от человека многих специальных знаний и навыков и, с учетом меняющихся обстоятельств жизни (разные условия питания, поездки, сопутствующие заболевания и т.д.), – принятия самостоятельных решений медицинского характера. Разумеется, для освоения таких умений необходима специальная подготовка с участием медицинских профессионалов, которую, собственно, и называют обучением. Хотелось бы подчеркнуть, что принципиальной целью терапевтического обучения является не просто передача информации о диабете, а оказание лечебного эффекта.

Методологической основой обучения являются специально разрабатываемые структурированные программы. Структура программы подразумевает четкую регламентацию объема и определенную последовательность изложения материала. Для каждого раздела формулируются учебные цели и оговаривается необходимый набор наглядных материалов, а также педагогических приемов, направленных на усвоение, повторение и закрепление знаний и навыков. Программа должна содержать необходимый минимум информации, но при этом предусматривается возможность для каждого человека с диабетом получить дополнительные сведения, овладеть какими-либо навыками (например, использованием глюкометра), даже если они не входят в структуру программы.

Обучающие программы адресованы конкретному контингенту людей с диабетом. Программы обучения при сахарном диабете 1 и 2 типа существенно различаются. Обучать людей с разными типами диабета совместно недопустимо. Особые варианты программ созданы для лиц с сахарным диабетом 2 типа на инсулинотерапии и с сопутствующейартериальной гипертонией. По специальной программе обучают детей с сахарным диабетом и их родителей, а также беременных женщин.

Обучение в «школе диабета» не имеет ничего общего с простым чтением лекций. Ведь проводящий лекцию специалист не получает прямой информации о том, достигают ли слушатели целей обучения. В отличие от этого, наши занятия имеют форму беседы, обучающий персонал должен найти к каждому человеку в группе свой подход. Приветствуется, когда в процессе обучения люди задают обучающему любые волнующие их вопросы, участвуют в дискуссиях, свободно выражая свое, пусть нестандартное, мнение, а обучающий внимательно их выслушивает и анализирует. Несмотря на то, что процесс обучения при диабете часто называют «школой», нельзя понимать его в банальном смысле этого слова, так же, как и в качестве варианта санитарно-просветительной работы.

Обучение эффективно только при проведении его «живым лицом» — врачом, медицинской сестрой и т.д. Аудио-визуальные средства обучения (книги, брошюры, фильмы, компьютерные программы и т.д.) служат лишь дополнением или применяются для контроля полученных знаний.Основными формами обучения являются групповая, т.е. «школа диабета» (не более 7-10 человек) и индивидуальная (применяется, например, при впервые выявленном диабете). Школа диабета во многом значительно эффективнее индивидуального обучения при работе со взрослыми, так как появляется возможность делиться опытом, наблюдать успехи у других и самому стремиться к достижению таких успехов Обучение может проводиться как в стационарном (5-10 дней пребывания в больнице), так и амбулаторном (по типу дневного стационара) вариантах. Второй вариант хорош тем, что позволяет врачу наблюдать за течением диабета в реальной, а не больничной жизни.

Кроме теоретических знаний, в «школе диабета» в обязательном порядке даются практические навыки, касающиеся самоконтроля глюкозы крови, техники инъекций инсулина, правил ухода за ногами, выбора правильного питания, физических нагрузок и в целом ведения более свободного образа жизни. Необходимым компонентом обучения является работа с «дневниками диабета». Результаты самоконтроля глюкозы крови обучаемый человек с диабетом заносит в дневник, что служит базисом для самостоятельного лечения и его последующего обсуждения с врачом. Определяя уровень глюкозы крови постоянно в разное время в течение суток, обученный человек сам может менять дозы инсулина или корректировать свое питание, добиваясь приемлемых значений, позволяющих предотвратить в будущем развитие осложнений. На основе дневников диабета, которые ведут обучаемые, проводится разбор ошибок и разъяснение вопросов, оставшихся неясными во время обсуждения на занятии.

Можно даже сказать, что самоконтроль и обучение являются одинаковыми понятиями. Ведь самоконтроль в широком смысле слова — это учет людьми с сахарным диабетом, прошедшими обучение, субъективных ощущений, уровня глюкозы крови и некоторых других показателей, а также режима питания и физической активности с целью принятия самостоятельных решений. Самоконтроль в более узком смысле используется лишь для обозначения оценки обмена веществ, т.е. самостоятельного определения уровня глюкозы крови. С помощью современных методов экспресс-анализа можно самостоятельно оценить важнейшие параметры обмена веществ с точностью, близкой к лабораторной. Поскольку эти показатели определяются в повседневных, привычных для человека условиях, они имеют гораздо большую ценность для назначения оптимального лечения по сравнению с так называемыми гликемическими «профилями», полученными в больнице.

При диабете содержание глюкозы в крови должно быть максимально, насколько это возможно, приближено к нормальным показателям гликемии. Это является основным условием профилактики и лечения диабетических осложнений. Поэтому следует добиваться показателей глюкозы плазмы перед едой не выше 6 ммоль/л, а через 2 часа после еды – до 8 ммоль/л.

Полагаться на свои ощущения в попытках достижения нормального уровня глюкозы крови нельзя. Во-первых, большинство людей не ощущают разницы между уровнями глюкозы крови в пределах от 4 до 13 ммоль/л. Кроме этого, люди с диабетом, плохо компенсированные в течение длительного времени, адаптируются к высокому уровню глюкозы крови и чувствуют себя удовлетворительно, а снижение его до нормы воспринимают на первых этапах лечения как гипогликемию. Хорошее самочувствие человека далеко не всегда соответствует хорошей компенсации диабета. Именно поэтому так важно постоянно измерять уровень глюкозы крови.

При сахарном диабете 1 типа проводить измерение глюкозы крови необходимо ежедневно: как минимум перед основными приемами пищи (или перед каждой инъекцией инсулина, что во многих случаях совпадает), а также на ночь. Таким образом, минимальное число измерений — 4 раза в сутки. После того, как достигнута цель нормализации уровня глюкозы крови перед едой, целесообразно измерять его и через 2 часа после еды. Уровень глюкозы крови измеряют для того, чтобы оценить действие предшествующей инъекции инсулина и решить, какой должна быть следующая доза. Также периодически необходимо измерять уровень глюкозы крови в ночное время, чтобы не пропустить гипогликемию.

При сахарном диабете 2 типа в начале заболевания и при декомпенсации рекомендуется определять уровень глюкозы крови ежедневно несколько раз в сутки. В дальнейшем частота самоконтроля зависит от вида сахароснижающей терапии: на многократных инъекциях инсулина ежедневно не менее 3-4 раз, на таблетированной терапии и/или только инсулине продленного действия не менее 1 раза в сутки в разное время + 1 гликемический профиль в неделю, на диете 1 раз в неделю в разное время суток. Более частый самоконтроль может понадобиться в определенных обстоятельствах: сопутствующее заболевание, занятия спортом, путешествия и т.д.

Современные приборы для определения уровня глюкозы крови обладают целым рядом преимуществ: быстрота работы (5 секунд), используемая капля крови может быть очень маленькой, имеется электронная память, в которую автоматически записываются результаты измерений в соответствии с датой и временем, рассчитывается средний уровень глюкозы крови за определенное время, можно делать пометки о еде, перенести информацию в компьютер и обработать с помощью специальных программ и т.д.

Практика показала, что мало один раз обучить человека с диабетом. Основным определяющим фактором хорошего состояния диабета является организация постоянного длительного наблюдения в рамках тех же принципов, по которым проводилось обучение в «школе диабета». Только в этом случае люди смогут управлять своим заболеванием многие годы так, чтобы сделать его «образом жизни».

В настоящее время, благодаря развитию эффективных методов диагностики и лечения, большинство хронических заболеваний, таких как сахарный диабет, хотя и нельзя полностью излечить, можно надежно контролировать и обеспечивать профилактику осложнений. Доказательством этого служат многие исследования. В частности, многолетнее исследования по профилактике осложнений при сахарном диабете 1 типа показало, что при соответствующем обучении, проведении самоконтроля глюкозы крови интенсивная инсулинотерапия позволяет снизить развитие осложнений диабета на 50-70%. Полноценное и своевременное применение этих мер существенно продлевает жизнь людей, а также повышает ее качество. Конечно, это не такая простая задача, но она вполне выполнима. И обязательным компонентом такого лечения является прохождение обучения в «школе диабета». Узнайте у своего врача, где находится такая «школа» и пройдите обучение. Поверьте, это значительно облегчит Вам управление диабетом.

  • Школы диабета Москвы

Лечения ком у больных сахарным диабетом в стационаре

Основные принципы лечения ком у больных сахарным диабетом в стационаре сводятся к снижению гипергликемии путем введения простого инсулина, а также к устранению явлений дегидратации, электролитных и гиперосмолярных нарушений, ацидоза.

Е. А. Васюкова и Г. С. Зефирова (1982) рекомендуют следующую схему лечения диабетической (кетоацидотической) комы в течение первых 6 ч после поступления больного в реанимационное отделение.

  1. Устранение гипергликемии с помощью простого инсулина. При относительно невысокой гипергликемии (до 35 ммоль/л) применяют так называемый режим малых доз — 16 — 20 ЕД инсулина внутримышечно одномоментно, затем по 6-10 ЕД/ч внутримышечно или внутривенно капельно. Через 2 ч при отсутствии снижения сахара в крови повышают дозу до 12 ЕД/ч, а если в течение последующих 2 ч эта доза не снизит гликемию, то переходят на режим больших доз. Он заключается в однократном введении 50-100 ЕД инсулина внутривенно капельно и такой же дозы подкожно на фоне коррекции ацидоза. В дальнейшем каждые 2 ч вводят по 25 — 100 ЕД инсулина подкожно или внутримышечно в зависимости от уровня гипергликемии.
  2. Регидратация. При нормальной осмолярности крови вводят внутривенно по 0,3 л/ч изотонического раствора натрия хлорида до уменьшения признаков дегидратации. При повышенной осмолярности применяют в тех же количествах 0,45 % раствор натрия хлорида (обычный изотонический раствор, разведенный пополам водой для инъекций), а по достижении нормальной осмолярности переходят к введению изотонического солевого раствора (лактасол, раствор Рингера — Локка, ацесоль).
  3. Устранение ацидоза с помощью капельного внутривенного введения 2,5% раствора натрия гидрокарбоната в дозе 300 — 320 мл/ч (для взрослого больного) при рН мочи ниже 7,0. Введение прекращают, когда рН мочи превысит 7,0. На каждые 100 ммоль натрия гидрокарбоната, что соответствует 330 мл 2,5% раствора, следует добавлять 13 — 20 ммоль калия хлорида (25 — 30 мл 4% раствора). Можно внутривенно струйно ввести 5% раствор унитиола из расчета 1,5-1,75 мл на 10 кг массы тела каждые 6 ч в течение суток.
  4. Для предотвращения и устранения гипокалиемии вводят внутривенно капельно калия хлорид в дозе 10 ммоль (20 мл 4% раствора), если его концентрация в сыворотке крови около 5 ммоль/л, и 30 мл 4% раствора — если калиемия ниже 4 ммоль/л; концентрацию сахара в крови определяют каждые 2 ч.

Во 2-е сутки и в последующем продолжают вводить:

  1. простой инсулин для снижения гликемии до 14 ммоль/л;
  2. изотонический или гипотонический (0,45 %) раствор натрия хлорида под контролем за осмолярностью крови по 0,2 — 0,3 л/ч, в сутки до 6-8 л;
  3. 2,5 % раствор натрия гидрокарбоната под контролем за рН крови или до исчезновения дыхания Куссмауля;
  4. плазму или растворы декстрана для устранения гиповолемии.

При наличии показаний вводят изотиурон, норадреналин, ангиотензин, сердечные гликозиды. После выведения больного из комы в течение 1 — 2 нед используют инсулин подкожно или внутримышечно дробно в соответствии с уровнем гликемии.

Лечение гиперосмолярной комы начинают с энергичной регидратации и устранения гиперосмолярности, что достигается введением 2 л 0,45 % раствора натрия хлорида в течение первых 2 ч. Одновременно вводят калия хлорид в дозе 10 — 20 ммоль (7,5 — 20 мл 8 % раствора) на каждый литр вводимого раствора натрия хлорида в час. Лечение инсулином проводят по режиму малых доз.

При гиперлактацидемической коме лечение направлено на устранение ацидоза и гипокалиемии, как это было описано выше.

Стационарное лечение больных в гипогликемической коме сводится к нормализации гликемии путем введения 40% раствора глюкозы струйно или 5 % раствора капельно внутривенно. В более тяжелых случаях одновременно подкожно назначают 1 — 2 мл 0,1 % раствора адреналина, значение которого состоит, наряду с кардиостимулирующим эффектом, в усилении выброса глюкозы из депо гликогена. Эффективнее и безопаснее внутривенное введение 1 мл глюкагона. Если его однократной инъекции недостаточно и больной не приходит в сознание, то продолжают внутривенно капельно вводить 5 % раствор глюкозы; на этом фоне каждые 2 ч внутримышечно дополнительно вводят 1 мл глюкагона и 4 раза в сутки — по 30 мг преднизолона до нормализации гликемии и восстановления сознания.

Под ред. В. Михайловича

«Лечения ком у больных сахарным диабетом в стационаре» и другие статьи из раздела Неотложная помощь в эндокринологии

Сахарный диабет. лечение сахарного диабета. диета и питание. симптомы, признаки, профилактика. 2 типа.

Уважаемые посетители! Сайт Bessmertie.Ru и компания «Лаборатория долголетия» предлагают Вам возможность узнать всю основную информацию по сахарному диабету. А также, лучший заменитель сахара для питания или диеты при сахарном диабете.

Ключевые понятия сайта. Сахарный диабет 2 типа, диета, признаки, симптомы. Питание при сахарном диабе, диета. Лекарство, профилактика, лечение. Диета для диабетиков. Diabet.

Сахарныйдиабет — заболеваниеобусловленноенедостаточностью или полнымотсутствием гормона подназванием инсулин. (Иногда слабой чувствительностью клеток тела к инсулину.) Инсулиннеобходим для того, чтобыклетки организма моглиусваивать сахар из крови. Принехватке инсулина уровеньсахара в крови можетувеличиваться до опасного дляжизни уровня.

Причины сахарного диабета.

Среди причин возникновения сахарногодиабета имеют значение такие, как:
— Наследственная генетическая предрасположенность.
— Ожирение.
— Атеросклероз сосудов поджелудочной железы.
— Некоторые заболевания.

Если поджелудочная железаослаблена, а человек поедает большоеколичество продуктов, содержащих сахар. А также большое количество жирной пищи, то поджелудочная железа,из-за перенапряжения, может»отказать». И это так же дастначало сахарному диабету.

Недостаточностьинсулина в организме приводитк нарушению всех видов обменавеществ. Для глюкозыснижается проницаемостьклеточных мембран во многихтканях. Увеличивается уровеньсодержания сахара в крови, что крайне вредно для организма. Снижается образование иусиливается распад жиров, чтоприводит к повышению в кровиуровня кетоновых тел (ацетон).Это нарушает кислотно-щелочноеравновесие в организме инарушает функцию почек.Наблюдается также усиленныйсинтез холестерина. Снижаетсясинтез белка, в том числе иантител, что приводит куменьшению сопротивляемостиорганизма инфекциям.Значительная потеря жидкости врезультате усиленногомочеиспускания приводит кобезвоживанию организма.Усиливается выделение изорганизма многих полезныхвеществ.

Диабет иногда называют ускоренной версией старения.

Признаки и симптомы сахарного диабета.

В развитии сахарного диабетавыделяют 3 стадии.
1) Потенциальный диабет, когдаимеется лишьпредрасположенность кзаболеванию (неблагоприятнаянаследственность, избыточнаямасса тела при рождении — 4,5 кг иболее, ожирение и др.).
2) Скрытый диабет, которыйвыявляется с помощьюспециального анализа.
3) Явный диабет — имеютсяхарактерные симптомы, признакизаболевания. Больных беспокоитсухость во рту, повышенноемочеотделение, похудание,слабость, снижениетрудоспособности, повышенныйаппетит, зуд кожи. Могутнаблюдаться головные боли,нарушение сна,раздражительность, боли вобласти сердца, в икроножныхмышцах.

Началозаболевания может бытьпостепенным, либо острым, свозникновением диабетическойкомы (потеря сознания).

Диета, питание при сахарном диабете. Заменитель сахара стевия.

Диета необходима при всех формах сахарного диабета.
Диета и питание — основные принципы.
Индивидуальный подборсуточной калорийности питания с учётом массы тела. Необходимо исключить легкоусваиваемые углеводы (сахар, фруктоза и т.п.) иживотные жиры. Питание должнобыть дробным — небольшие порции, но чаще обычного. При лёгкой формедиабета можно ограничиться лишь соблюдением диеты (правильного питания). В болеесерьёзных случаях необходимолечение.Уважаемые посетители. Особое внимание рекомендуем Вам обратить на новый заменитель сахара — экстракт растения (травы) стевии — стевиозид. Это относительно новый сахарозаменитель, но чрезвычайно перспективный! Его называют продуктом 21-го века. Подробнее на сайте компании «Лаборатория долголетия». Вы узнаете много нового и полезного. Сможете значительно улучшить свою диету, питание и прожить намного дольше. Рекомендуем не только в качестве диеты для диабетиков, но и всем, кто следит за своим здоровьем. Стевия. Лучший заменитель сахара. Диетическое правильное питание для похудения. Кулинарные рецепты блюд. >

Сахарный диабет — профилактика.

1. Снижение избыточноймассы тела.
2. Профилактика атеросклероза.
3. Профилактика стрессов.
4. Снижение потребленияизбыточного количествапродуктов содержащих сахар (использование натурального сахарозаменителя) и животный жир.
5. Умеренное кормление грудныхдетей с целью профилактики диабета у ребёнка.

Сахарный диабет — лечение.

Лечение сахарного диабета, конечно, назначает врач. Однако, уважаемые друзья, мы, как специалисты в области продления жизни, можем рекомендовать Вам обратить внимание (внимание Вашего врача) на такой препарат, как Метформин. Лекарство метформин не только годится для лечения и профилактики сахарного диабета. Это лекарство оздоравливает организм и способствует значительному продлению жизни. Очень подробно в разделе. Лекарства для продления жизни.

Резюме >

Основные разделы:

Метки: , , , ,

Оставить комментарий