Можно ли загорать при сахарном

Категория Инсулин

Кратковременные и длительные поездки при сахарном диабете

Отправляясь в относительно кратковременную (несколько часов) поездку (туристические экскурсии, походы в лес за грибами и ягодами и т. д.) надо взять с собой «пищевую аптечку» примерно на 5 —6 ХЕ, то есть 60 —70 г углеводов, причем с высокими и средними гликемическими индексами. Во время таких прогулок и других интенсивных и (или) длительных физических нагрузках надо «прислушиваться» к своему самочувствию, чтобы не пропустить развитие гипогликемии и быстро ликвидировать первые ее симптомы приемом соответствующей пищи.

Если планируется поездка с явно значительной физической нагрузкой (выезд на велосипеде за город, катание на лыжах, пеший туристический поход протяженностью более 5 км и т. д.), утреннюю дозу инсулина надо уменьшить, чтобы не вызвать чрезмерного понижения уровня глюкозы в крови. Конкретную степень уменьшения дозы можно установить по данным исходной гликемии.

Не следует загорать под прямыми солнечными лучами в жару (более 25 °С) и после 10 — 11 часов дня, не надо ходить босиком даже по мягкому песку, чтобы не обжечь или поранить стопы. Последнее имеет особенно большое значение для лиц с первыми признаками «диабетической стопы». Купаться надо у берега и, желательно, в компании. Нельзя заплывать на глубину при длительном (более 20 — 30 мин) плавании. Лучше всего плавать в течение нескольких минут вдоль берега, и чередовать плавание с отдыхом на пляже.

При сахарном диабете не возбраняются длительные и дальние поездки. Если больной хорошо себя чувствует, умеет контролировать уровень гликемии, усвоил минимум обязательных знаний по питанию и лекарственному лечению, чтобы в пути и по приезде на место решать самостоятельно большинство своих проблем, он может выезжать в разные страны.

Не рекомендуются дальние поездки в первый год установления диагноза сахарного диабета 1-го типа. Такой больной еще плохо знает тонкости инсулинотерапии, еще не умеет правильно варьировать диету, плохо распознает развитие гипогликемии и т. д. При планировании поездки следует пройти обследование, чтобы убедиться в компенсации диабета. Если имеются объективные признаки недостаточной компенсации, дальнюю поездку надо отложить до результатов более эффективного лечения.

При длительных поездках, особенно за рубеж, и дальних перелетах следует придерживаться следующих рекомендаций:

— Оформить в медицинском учреждении свидетельство о наличии сахарного диабета; при поездках за рубеж — на русском и английском языках. Получить у врача дополнительные рецепты (разборчивые, на латинском языке) на случай потери лекарств во время поездки. Свидетельство о болезни поможет беспрепятственно пронести шприцы, инсулин и другие лекарства через контрольный пункт аэропорта и таможню. Флаконы с инсулином или глюкагоном должны иметь четкие фармацевтические маркировки.

— Перед поездкой необходимо внимательно ознакомиться со страховыми документами, проверить, какие медицинские услуги они обеспечивают в случаях ухудшения состояния здоровья в стране пребывания.

— Все принадлежности, связанные с лечением диабета (инсулин, шприцы, глюкометры и батарейки к ним, тест-полоски, глюкозоснижающие таблетки и др.) должны быть в сумке или другой ручной клади. Их не следует сдавать в багаж, который может быть затерян. Не менее важно, чтобы эти принадлежности были всегда «под рукой». Целесообразно иметь два комплекта глюкометров и батареек, упакованные в разные сумки, и дополнительные (выше расчетной потребности по дням поездки) флаконы инсулина, глюкагона и других лекарств. Надо действовать по принципу: взять с собой лучше больше, чем меньше. Если больной использует инсулины U-40 и выезжает в США, надо запастись шприцами U-40, чтобы вводить правильную дозу инсулина. В США стандартными являются инсулины и шприцы U-100. Если такими шприцами набирать инсулины U-40, можно получить заниженную дозу инсулина, а использование шприца U-40 для инсулина U-100 даст большую, чем нужно, дозу. В странах Европы и Южной Америки инсулины и шприцы U-40 продаются.

— В ручном багаже должен быть «аварийный» продуктовый набор из источников медленно всасываемых углеводов (печенье, галеты, крекеры и другие сухие крахмалсодержащие продукты) и быстро всасываемых углеводов: таблеток глюкозы, кусков сахара, мелкофасованного желе или меда, нешоколадных конфет, сладких безалкогольных напитков, сока, сладкого чая в термосе или иной емкости на 250 — 300 мл. В дороге могут произойти различные задержки и изменения, которые повлияют на распорядок дня и время приема пищи. Медленно всасываемые углеводы нужны для «перекусывания», если прием пищи был задержан, быстро всасываемые углеводы необходимы для срочной ликвидации симптомов гипогликемии.

— Регулярный контроль уровня глюкозы в крови необходим для безопасного самочувствия во время всей поездки. Если больной не проводит дома частых измерений гликемии, то в дальних полетах они нужны каждые 4 — 5 часов. Следует учитывать, что в полете уровень глюкозы в крови, как правило, повышается.

— При путешествии в восточном направлении день сокращается — часы надо перевести вперед. Если таким образом день сократился на 3 часа и более, то на следующее утро дозу инсулина продленного действия надо уменьшить на 4 — 6, реже 8 Ед. В дальнейшем введение инсулина делается в прежних дозах. При путешествии в западном направлении день становится длиннее — часы переводятся назад. В день выезда надо сделать инъекцию инсулина в обычной дозе, но если день удлинился на 3 часа и более, в конце суток можно сделать дополнительную инъекцию из 4 — 6 — 8 Ед инсулина короткого действия с последующим небольшим приемом пищи, содержащей углеводы. Эти изменения доз инсулина особенно важны при дальних полетах. Обычно изменение доз не требуется, если пересекается менее 5 временных зон. Однако правило: «восточное направление — меньше инсулина, западное направление — больше инсулина» не всегда бывает верным. Различные часы отъезда, длительности полета и промежуточных посадок самолета могут потребовать более сложных подходов к введению инсулина, требующих самоконтроля уровня гликемии. При дальних поездках с севера на юг или с юга на север обычный суточный план инсулинотерапии не меняется.

— На прием глюкозоснижающих таблеток изменения временных зон во время путешествия оказывает не столь существенное влияние, как на введение инсулина. Если больной принимает 2 раза в день метформин или препарат из группы сульфонилмочевины, ему лучше сократить дозы и иметь легкую гипергликемию в течение полета (редко более 7 — 8 часов), чем применять две дозы, сократив промежуток времени между ними, в результате чего возрастает риск гипогликемии. При приемах акарбозы или новых препаратов типа репаглинида изменения не требуются: эти препараты принимают, как обычно, перед едой.

— При путешествии морем возможны тошнота, рвота, отвращение к пище и другие симптомы морской болезни. В большинстве случаев морской болезни следует немного уменьшить дозу инсулина. Если принимать пищу невозможно, дозу инсулина короткого действия надо уменьшить наполовину, а инсулина продленного действия — на одну треть. Если есть жажда, можно пить сладкие и кисло-сладкие фруктовые и ягодные соки. В морское путешествие надо для профилактики взять лекарства, уменьшающие проявления морской болезни.

На больного сахарным диабетом, имеющим водительские права и автомобиль, накладывается двойная ответственность: за чужое (пешеходы, пассажиры автомобиля) и свое здоровье. Главной заботой больного сахарным диабетом, сидящего за рулем автомашины, является предотвращение и своевременное устранение гипогликемии. Для этого надо выполнять следующие условия:

• Перед любой, но особенно перед длительной поездкой, не следует увеличивать дозу инсулина и обязательно надо поесть не меньше, чем обычно, и не откладывать прием пищи до ожидаемого придорожного кафе.

• Во время поездки всегда держать рядом на сиденье или ящичке машины вблизи себя быстровсасываемые углеводные продукты: таблетки глюкозы, кусковой сахар, сладкий сок или другой сладкий напиток, который можно было бы быстро открыть, сладкие печенья и др.

• Во время поездки аккуратно соблюдать привычный режим питания и введения инсулина, не пропуская ни одного очередного приема пищи. Через каждые 2 часа езды желательно делать остановки, немного походить, перекусить и попить.

• При малейших признаках гипогликемии надо немедленно остановиться и съесть или выпить что-либо из продуктов, содержащих быстрорастворимые углеводы. После приступа гипогликемии управлять автомобилем можно только через полчаса, а лучше после очередного приема пищи.

• Не рекомендуется садиться за руль больным с лабильным (т. е. с гипогликемиями) течением сахарного диабета; больным, которым недавно (менее года) начато лечение инсулином и которые еще не знают, как будет протекать их заболевание — стабильно или лабильно, а также больным, которые в последние 3 — 4 месяца начали принимать глюкозоснижающие таблетки (особенно глибенкламид) и еще не приспособились полностью к этим препаратам.

Во время путешествия или длительной поездки в другую страну трудно соблюдать такую же диету, какая была в домашних условиях, особенно если речь идет не о странах Европы и Северной Америки. Но по мере возможности надо придерживаться того же числа и времени приема пищи, как это было дома, и стараться выбирать привычные или близкие к ним продукты и блюда. Выше отмечено, что дальние и длительные поездки желательно планировать при сахарном диабете 1-го и 2-го типов соответственно через год или 3 — 5 месяцев после установления диагноза и начала лечения. За эти периоды больные должны накопить первый опыт определения количества пищи на глаз, ориентировочной оценки продуктов по содержанию углеводов с переводом их в «хлебные единицы» при инсулинотерапии. Целесообразно заранее ознакомиться по книгам с особенностями национальной кухни страны пребывания.

Больным сахарным диабетом следует избегать обезвоживания организма, весьма возможного в жарких странах, а в летнее время года — в любой стране. Для питья лучше всего использовать бутилированную минеральную или родниковую воду, зеленый чай, но не алкогольные напитки или кофе.

Большое значение имеет соблюдение правил хранения инсулина. Глюкозоснижающие таблетки должны быть сухими, следует оберегать их от воздействия повышенной влажности воздуха.

При хорошо продуманной подготовке к дальней поездке она должна протекать без осложнений и повышать качество жизни. Но при легкомысленном отношении к характеру питания, лекарственному лечению и самоконтролю уровня гликемии больным могут угрожать весьма неприятные, даже опасные для жизни осложнения. На всякий случай надо держать в нагрудном кармане или сумочке специальный вкладыш со своими данными (фамилия, имя, адрес) и диагнозом. В США и ряде других стран больным диабетом рекомендуется носить браслеты или шейные жетоны, в которых указано, что человек болен диабетом и вводит инсулин.

Сахарный диабет и все о нем! :: просмотр темы — загар в солярии- можно ли, нужно ли?

Девочки! Ну, вы чего… Ну как это «категорически запрещают пребывание на солнце»?
ИМХО, запрещают только в неразумных пределах, как и всем остальным недиабетикам.
Помнится, когда только заболела, говорили, что вооще низзя, и вооще ничего низзя: икру чёрную низзя, и шоколад с шампанским низзя, и на солнце низзя, и на море низзя, и заграницу низзя, и вооще чтобы никакой экзотики … А потОм сказали, что очень даже можно, но в разумных пределах и под контролем сахара .
По поводу вреда солнечных ванн, как-то не помню где попалась интересная инфа про одного очень известного, кажется американского, врача. Он был активным пропагандистом научной доказанности вреда пребывания на солнце, а после выхода на пенсию, признался, что получал немаленькие материальные вознаграждения от производителей солнцезащитных средств. На самом же деле никакой научно обоснованной связи между солнцем и болезнями, которыми он народ пугал никогда установлено не было.
Солярий вроде как никому не полезно. Но ведь назначают же при нехватке чего-то там УФ (по крайней мере, мне в детстве что-то такое назначали). Может если сильно не увлекаться, то и солярий можно? Хотя сочетание контринсулярников с отсутствием инсулинотерапии, конечно, проблематично…

Самые интересные новости

Метки: ,

Оставить комментарий